Таможенная стоимость ввозимых товаров: что предпринять, чтобы минимизироватьриски корректировки
Особенности проведения таможенными органами таможенного контроля таможенной стоимости товаров определены статьей 313 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс), а также Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 Кодекса при проведении таможенного контроля заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган осуществляет проверку правильности определения и заявления таможенной стоимости: выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля. Выбор объектов такого контроля осуществляется с использованием системы управления рисками.
Контроль таможенной стоимости товаров как правило осуществляется в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, с учетом особенностей, установленных Положением.
Поскольку решение о необходимости проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной стоимости принимается непосредственно при проведении таможенного контроля в ходе совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, предусмотреть, что в отношении того или иного товара такая проверка будет проводиться в обязательном порядке невозможно.
При этом не стоит забывать, таможенные органы могут осуществлять контроль таможенной стоимости на этапе после выпуска товаров исходя из принципов целевой направленности, выборочности отдельных операций и объектов такого контроля.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенные органы используют имеющуюся в их распоряжении информацию, в максимально возможной степени сопоставимую с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученную в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов; о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов.
Дополнительно напоминаем, что пунктом 5 Положения установлены признаки недостоверного определения таможенной стоимости, среди которых:
- выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах либо полученным из информационных систем таможенных органов;
- выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров;
- наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров;
- наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом запрашивается широкий перечень документов и (или) сведений, определенный пунктом 8 Постановления.
Непредставление в таможенный орган документов, на основании которых заполнена декларация на товары и определена их таможенная стоимость, до выпуска товаров влечет отказ в выпуске товаров, после выпуска товаров – самостоятельное определение таможенным органом базы для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин на основании имеющихся у таможенного органа сведений.
При подготовке пакета документов для таможенного органа декларанту необходимо убедиться в однородности имеющейся информации, исключить любую возможность разночтения, наличия несоответствий и противоречий, расхождения цен.
В целях исключения необоснованных задержек в сроках проведения таможенного контроля рекомендуем не оставлять отдельные пункты запроса о предоставлении документов без пояснения и предоставления документов и (или) сведений.
В случае если цена товара по контракту отличается от цены товара в представленных прайс-листах поставщика, необходимо иметь официальное обоснование данного отличия, например, письмо от поставщика, дополнительное соглашение либо приложение к контракту, оферту от производителя товара.
Так как перечень документов и (или) сведений, запрашиваемых таможенным органом, достаточно широк, декларанту необходимо заранее подбирать поставщиков, которые смогут предоставить требуемые подтверждающие документы (экспортные декларации, прайс-листы, калькуляции). А в случае если какие-либо документы не смогут быть в дальнейшем представлены таможенному органу, рекомендуем заранее вносить данные пункты с обоснованием причин непредставления документов в контракт.
При запросе документов и (или) сведений таможенный орган также информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом таможенный орган направляет декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, если декларанту необходимо оперативно произвести выпуск товара, то он вправе внести сумму обеспечения, рассчитанную исходя из сведений, предоставленных таможенным органом, с последующим предоставлением запрошенных документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, в целях возврата такого обеспечения в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации.
Так как рассмотрение документов и (или) сведений таможенным органом может продолжаться до 30 дней со дня представления документов в таможенный орган, рекомендуем декларанту заранее рассчитывать какой объем денежных средств и в течение какого периода будет зарезервирован в счет обеспечения.
Соответственно, чем раньше запрошенные документы будут представлены декларантом в таможенный орган, тем быстрее будет завершена проверка таких документов.
Таким образом, во избежание дополнительных временных и финансовых затрат рекомендуется с должным вниманием относиться к подготовке и представлению запрошенных документов и (или) сведений в установленном порядке.
По материалам Минской региональной таможни