Институт социологии Национальной академии наук Беларуси в рамках сотрудничества с Министерством информации Республики Беларусь 12 марта 2025 года провел уже третий оперативный опрос посетителей Минской международной книжной выставки-ярмарки, открывшейся 12 марта в административном комплексе по проспекту Победителей, 14. Было опрошено 436 посетителей.
Мотивом посещения книжной выставки-ярмарки каждый второй респондент называл возможность узнать о книжных новинках (55,5 %), каждый третий – желание узнать больше информации об издательствах (34,6 %) и приобрести книги по низкой (издательской) цене (34,2 %). Важным для участников опроса также являются посещение специальной программы выставки-ярмарки (20,2 %), а также возможность встретиться с друзьями (19,7 %), приобрести книги в подарок (16,5 %), подписать книгу у автора (12,2 %). Стоит отметить, что посетители книжной выставки-ярмарки с каждым годом все чаще проявляют интерес к недавно вышедшим литературным произведениям, ожидают возможности увидеть их на данном мероприятии (в 2023 году – 40,5 %, в 2024 – 47,6 %, в 2025 – 55,5 %).
Купить книги и не только
Абсолютное большинство участников опроса (96,3 %) в период проведения ярмарки планируют приобрести книги. Каждый второй опрошенный собирается купить произведения художественной литературы (57,6 %), а практически каждый пятый – исторической (20,4 %) и научно-популярной (17,0 %). Также посетители выразили желание пополнить библиотеку книгами для детей и подростков (15,8 %), учебно-образовательными (15,1 %), психологическими (11,5 %) и научными (11,2 %) работами. Реже респонденты высказывали намерение приобрести публицистическую (6,9 %) и религиозную (3,4 %) литературу.
При выборе новой книги для покупки 68,8 % участников опроса предпочитают опираться на собственный читательский опыт и вкус. Посетители выставки также руководствуются рекомендациями друзей, родственников и коллег (28,4 %), популярностью самой книги (22,5 %), дизайном (20,2 %), мнением книжных блогеров и критиков (14,2 %). Реже респонденты осуществляют выбор новой книги, исходя из ее стоимости (9,6 %), а также рекомендаций продавцов в книжных магазинах (6,9 %) и преподавателей (5,0 %). Можно отметить, что за последние три года наблюдается тенденция снижения значимости стоимости книги как фактора ее покупки (в 2023 году – 19,7 %, в 2024 – 12,4 %, в 2025 – 9,6 %).
Абсолютное большинство посетителей выставки, принявших участие в опросе, предпочитают книги в печатном формате (88,3 %), тогда как электронные и аудиокниги выбирают только 8,5 % и 0,9 % респондентов соответственно.
Интересные авторы и любимые книги
Наиболее интересными для себя авторами участники выставки назвали М. Булгакова, А. Пушкина, а также В. Короткевича. Среди любимых произведений были отмечены «Мастер и Маргарита», «Унесенные ветром», «Преступление и наказание».
В тройку наиболее популярных белорусских авторов вошли В. Короткевич, В. Быков и Я. Колас. Далее расположились Я. Купала, И. Шамякин и М. Богданович. Среди наиболее интересных произведений респонденты отметили «Дзікае паляванне караля Стаха», «Людзі на балоце», «Каласы пад сярпом тваім», «Чорны замак Альшанскі» и «Жураўліны крык».
34,4% посещают выставку регулярно
Результаты исследования показали, что информацию о проведении выставки-ярмарки каждый третий посетитель получил от друзей, родственников, коллег по работе и учебе (33,5 %), еще 29,4 % – посредством рекламы на интернет-сайтах, порталах. Достаточно эффективной в 2025 году оказалась реклама на телевидении (17,0 %) и в социальных сетях (15,4 %). Несколько реже о выставке респонденты узнавали благодаря наружной рекламе (11,2 %), рекламе в печатной прессе (10,6 %) и по радио (6,9 %), а также непосредственно от издательств (3,2 %). Наблюдая динамику результатов исследования за последние три года (2023-2025 гг.), можно отметить повышение эффективности информационного сопровождения выставки-ярмарки в социальных сетях и мессенджерах. Так, если в 2023 году узнали о проведении мероприятия благодаря данным источникам только 5,1 % опрошенных, то в 2024 и 2025 годах – 10,9 % и 15,4 % соответственно.
При ответе на вопрос «Сколько раз Вы уже посещали Минскую международную книжную выставку-ярмарку?» 35,3 % участников опроса указали, что оказались на выставке впервые, тогда как 34,4 % посещают ее регулярно. Немного реже респонденты говорили о том, что были на нескольких выставках ранее (30,3 %).

Служба информации “Адзінства”, фото и инфографыика БЕЛТА
Информация предоставлена по материалам Редакции газеты «Единство».